Специальная оценка условий труда

С 2014 года аттестацию рабочих мест заменили специальной оценкой условий труда, которую должны проводить все работодатели в соответствии с Федеральным законом от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В части 1 статьи 8 Закона №426-ФЗ и статья 212 ТК РФ указано, что обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях, в т.ч. и индивидуальных предпринимателях с наемным трудом.

Физические лица не являющиеся ИП и нанявшие работников, спецоценку не проводят в соответствии со статьей 3 Закона № 426-ФЗ.

Так же не надо проводить специальную оценку условий труда надомников и дистанционных работников. Так же надо учесть, что в отличии от порядка аттестации рабочих мест спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Специальную оценку условий труда надо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации. Хотя надо учесть, что в ряде случаев спецоценка проводится ранее указанного срока: ввод в эксплуатацию новых рабочих мест; изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов; несчастный случай на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда; предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Для проведения спецоценки условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки - Специальная оценка условий труда.

Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП, работник ответственный за охрану труда Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

При выборе сторонней организации проводящей спецоценку надо учесть следующее:

  • основным видом деятельности организации является специальная оценка условий труда;
  • в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке;
  • как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр, а так же быть по отношению к проверяемой организации независимым лицом.

При проведении специальной оценки эксперты исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончанию работ по специальной оценке труда комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений в т.ч. перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и т.п.

Результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности. В 2015 году размер штрафа составляет для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб.. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

В то же время надо принять к сведению, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона №426, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

«……1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.»

 

You have no rights to post comments